?

Log in

No account? Create an account

Добро пожаловать в журнал Ростовского Орла

Previous Entry Share Next Entry
43 омшап Морской Авиации ЧФ простился с штурмовиками Су-24.
eagle_rost
Вот такая несколько грустная заметка о последнем вылете штурмовика СУ-24 б/н 03 была на днях опубликована в газете ЧФ "Флаг Родины"

Согласно форуму Airforce.ru с 1 сентября 2016 года 43 омшап МА ЧФ прекратил эксплуатацию морских штурмовиков Су-24. Данный полк был последней частью МО РФ, на вооружении которого стояли самолеты Су-24.
По некоторым данным в составе 43 омшап ВВС ЧФ к 1 сентября 2016 года имелось 7 самолетов Су-24, 8 штурмовиков Су-30СМ, 3 Су-24М, 6 разведчиков Су-24МР и самолет Ту-134 Командующего ЧФ.

Вот история 43 полка моего и Павла Левшова авторства на 2010 год.
43 отдельный морской штурмовой Севастопольский Краснознаменный ордена Кутузова
авиационный полк
(7058-я Севастопольская Краснознаменная ордена Кутузова авиационная база МА ЧФ,
43 отдельная морская штурмовая Краснознаменная ордена Кутузова Севастопольская
авиационная эскадрилья ВВС ЧФ,
43 Краснознаменный ордена Кутузова Севастопольский авиационный полк
истребителей-бомбардировщиков ВВС СА,
43 истребительный Краснознаменный ордена Кутузова Севастопольский авиационный полк,
43 истребительный авиационный полк)
11.05.1938 г. на базе 5 и 124 истребительных авиационных эскадрилий, участниц гражданской войны, был сформирован 43 истребительный авиационный полк с базированием на Аэр. Васильков Киевского ОВО. Первоначально полк имел две эскадрильи, одна из которых была вооружена истребителями И-16, вторая – И-15бис.
В 1939г. полк имел 4-х эскадрильный состав: три эскадрильи на И-16, и одна на И-15бис. Он входил в состав 36 иад ПВО Киева.
Летчики полка еще до начала Великой Отечественной войны получили хороший боевой опыт. Так в 1939г. эскадрилья полка под командованием капитана Вершинского участвовала в боевых действиях на р. Халхин-Гол, МНР, а эскадрилья на И-15бис участвовала в боевых действиях в Китае. В 1940г. эскадрилья 43 иап под командованием майора Фатнева участвовала в советско-финской войне.
Перед началом войны эскадрильи полка базировались на Аэр. Васильков и Ольшанка.
К 22.06.1941 г. 43 иап имел на вооружении 54 И-16 и И-153 (в том числе 2 неисправных).
По состоянию на 30 июня в составе полка, базирующегося на Аэр. Малая Ольшанка, оставалось 33 И-16 и 10 И-153.
С середины июля полк стал привлекаться к боевым действиям в интересах Юго-Западного фронта.
31 июля в небе над Киевом летчик 43 иап мл. лейтенант Ч. К. Бендилиани (впоследствии Герой Советского Союза) на И-16 таранил истребитель Bf-109, пилотируемый командиром отряда 7/JG3 обер-лейтенантом К. Сохатци, который попал в плен.
К августу 1941г. в боях полк потерял половину летчиков и машин, вследствие чего был переформирован в двухэскадрильный.
До двадцатых чисел сентября 1941г. 43 иап вместе со 2 иап, 254 иап и 255 иап в составе 36 иад участвовал в обороне г. Киева.
18.09.1941г. полк базировался на Аэр. Драбово (15 км южнее Пирятина) прикрывая отход штаба фронта в направлении на Лохвицу. К исходу того же дня он перебазируется в Полтаву.
С конца сентября 1941г. 43 иап входит в состав ВВС 21-й армии Юго-Западного фронта, действуя сначала в составе 19 бад, а с 24.10.1941г. по 10.02.1942 г. в составе 16 сад.
С 17 июля 1942г. полк вместе с 512 иап вошел в состав вновь сформированной 220 иад 8-й ВА Сталинградского фронта. В это время на вооружении полка стояли самолеты Як-1. Летчики полка вели тяжелые воздушные бои на Сталинградском направлении. Уже к 23 августа в боевом составе дивизии насчитывалось всего 17 исправных истребителей, из которых 14 Як-1 было в 512 иап...
В декабре 1942г. из-за больших потерь в личном составе и авиационной технике 43 иап был направлен на переформирование в 20 запасный иап 5-й запасной бригады Сибирского военного округа в Тарново около Новосибирска. При этом летный состав сменился полностью. Основу нового летного состава составили летчики дальневосточного 48 иап с командиром капитаном А. А. Дорошенковым.
Переформирование полка было завершено 18.02.1943 г. и он вооруженный 52-я самолетами Як-7б (три авиационные эскадрильи) убыл в подмосковный г. Люберцы.
20 февраля 1943г. 43 иап вошел в состав вновь сформированной 278 истребительной авиационной дивизии под командованием полковника В. Т. Лисина 3-го ИАК.
С 03.03.1943г. экипажи полка собирали и облетывали самолеты Як-7б – подарок башкирских колхозников в подмосковных Люберцах.
09.04.1943г. полк перебазировался на фронт на Аэр. Кленовец возле Старого Оскола.
Для освобождения Северного Кавказа Верховное Главнокомандование направило туда наземные войска и три авиационных корпуса из резерва Ставки. Одним из них был 3-й истребительный авиакорпус (265 и 278 иад) под командованием генерал-майора авиации Е. Я. Савицкого. В середине апреля 1943г. три полка 278 дивизии, в их числе и 43 иап перелетели на Северный Кавказ и сразу включились в боевую работу.
За период боев на Кубани 43 иап стал лучшим в дивизии. Базировался полк в это время на аэродроме Новотитаровская близ Краснодара. Летчики полка в 61 воздушном бою сбили 74 и уничтожили на земле 8 самолетов противника. В конце операции полку было вручено переходящее Красное знамя Новосибирского обкома ВКП(б).
В 1943г полк неоднократно менял аэродромы базирования: Кленовец, Новотитаровская, Славянская, Абинская, Красноармейская, двигаясь за фронтом. За успешные боевые действия на Кубани 278 иад было присвоено почетное наименование: «Сибирская Сталинская».
В конце июня 1943 года 43 иап 278 иад в составе 3 авиакорпуса перебазировалась на аэроузел Шехмань Тамбовской области. В составе Степного фронта летчики полка выполняли задачи по разведке войск противника на Орловско-Курском направлении, по прикрытию железнодорожных перевозок. С переходом наших войск в наступление – по прикрытию наземных войск на указанном направлении и в направлении Белгорода.
Весь декабрь 1943г. и до марта 1944г. 43 иап базировался на аэродроме близ села Новопетровка. Велись бои на Никопольском направлении. 8 февраля 1944 года был взят город Никополь. За большие заслуги в ликвидации Никопольского плацдарма 3-му истребительному авиакорпусу было присвоено почетное наименование — «Никопольский».
После взятия Никополя началось сражение за освобождение правобережной Украины, и велась подготовка к боям за освобождение Крыма. Полк вооруженный истребителями Як-9 был перебазирован на аэродром возле села Захаровка.
20 марта 1944г. началось освобождение Крыма. Летчики полка надежно прикрывали переправы через Сиваш от налетов вражеской авиации, где сосредоточились войска 4-го Украинского фронта.
В апреле 1944г. 43 иап был перебазирован в районе совхоза «Табачный» под Севастополем, где и находился до полного освобождения Крыма.
24.05.1944г. за отличия в боях за освобождение Севастополя приказом ВГК полку присвоено почетное наименование «Севастопольский».
После окончания битвы за Крым 278 иад в составе 3-го авиационного корпуса вошла в состав 1-й ВА 3-го Белорусского фронта. 43 иап был перебазирован на аэродром Сморгонь.
10.07.1944г. за отличия в боях за овладение г. Борисов и бои по форсированию р. Березины указом Президиума Верховного Совета СССР 43 иап был награжден орденом Красного Знамени. За успешные действия полков по освобождению города Вильно (Вильнюс) 278 Сибирская Сталинская истребительная авиадивизия была награждена орденом Суворова II-й степени.
22 ноября 1944г. полк перебазировался на аэродром Яблонь Парчевского уезда в Польше.
С февраля по апрель 43 иап базировался на аэродроме Кенигсберг в Франкфурте на Одере, Основной задачей полка в тот период было непрерывное прикрытия советских войск на Кюстринском направлении. Полк был вооружен самолетами Як-9у.
С мая 1944г. по май 1945г. вместе с наступающими советскими войсками 43 иап перемещался на Запад. Он базировался на аэродромах вблизи Курска, Орши, Вильнюса, Каунаса, Луцка, Люблина, Варшавы, Познани, Франкфурта на Одере.
С июня 1944г. 43 иап принимал участие в освобождении Белоруссии и Литвы.
День Победы полк встретил в Потсдаме под Берлином. На его вооружении стояли самолеты Як-3.
Уже после окончания войны в Европе 28.05.1945г. за доблесть, мужество и образцовое выполнение боевых заданий командования в ходе Берлинской операции, указом Президиума Верховного Совета СССР 43 иап был награжден орденом Кутузова III степени.
За время войны летчиками полка произведен 13241 боевой вылет, уничтожено в воздушных боях 459 и на земле 50 самолетов противника, 10 400 солдат, 9 танков, 21 паровоз, взорван мост через р. Днепр, подавлено 37 зенитных батарей, сбито два аэростата. Потери полка составили 81 летчик и 147 самолетов. 13 лётчиков полка совершили 15 воздушных таранов, 2 лётчика повторили подвиг Н. Гастелло. Героями Советского Союза стали 20 воспитанников 43 иап, в том числе Ч. К. Бенделиани (погиб в бою в 1944г.), Л. И. Борисов (погиб в бою 1943), Н. В. Бородин, Д. В. Джабидзе, И. И. Кобылецкий, Н. Т. Конукоев, Ф. М. Костиков, А. В. Кочетов, С. А. Лебедев, С. И. Маковский, В. И. Меркулов, А. Д. Осадчиев, В. И. Шишкин и др.
Со 2 декабря 1945г. полк был переведен на штаты мирного времени и приступил к плановой боевой подготовке.
В декабре 1946г. 43 иап входил в состав 278 иад 3-го ИАК 16-й ВА Группы Советских оккупационных войск в Германии. Он базировался на Аэр. Франкфурт на Одере.
В 1949г. полк числился в составе 263 иад 71-го ИАК 24-й ВА (так стали именоваться дивизия, корпус и армия с 1949г.) ГСОВГ.
В начале 50-х годов личный состав полка освоил самолеты МиГ-15.
До середины 1953г. 43 иап оставался в Германии, а затем в сентябре был передислоцирован в Латвию на аэродром Тукумс, где вошел в состав ПрибВО. На новом месте базирования полк приступил к переучиванию на самолеты МиГ-17 и МиГ-17п.
В апреле 1961г. полк из истребительного был переформирован в 43 истребительно–бомбардировочный авиационный полк. Позже он вновь сменил наименование, называясь отныне 43 авиационным полком истребителей-бомбардировщиков.
Летчики полка были среди первых людей планеты проторивших тропинку в космос:
- В марте 1960г. воспитанник полка ст. лейтенант В. Бондаренко был отобран кандидатом в отряд космонавтов и погиб в ходе подготовки к космическому полету.
- В 1963г. в отряд космонавтов был зачислен заместитель командира 43 иап по политчасти подполковник Г. Т. Добровольский. 30 июня 1971г. при возвращении на Землю из-за разгерметизации кабины спускаемого аппарата КК «Союз-11» экипаж в составе космонавтов Г. Т. Добровольского, В. Н. Волкова и В. К. Пацаева погиб. Приказом Министра обороны СССР летчик-космонавт Герой Советского Союза Г. Т. Добровольский навечно зачислен в списки полка.
В 1967г. личный состав полка принимал участие в учениях «Днепр-67», и по их итогам удостоился благодарности Министра Обороны СССР.
В июле 1968г. 43 апиб был передислоцирован на Аэр. Чойбалсан, Монгольская Народная Республика. В то время полк был вооружен самолетами МиГ-17. Полк вошел в состав 29 адиб (штаб дивизии в г. Улан-Батор) 23-й ВА ЗабВО. В состав дивизии входил так же 266 апиб, в конце 70-х годов летавший на МиГ-21бис и дислоцировавшийся на аэродроме Налайха.
В 1973г. за участие в учениях «Восток-73» полк был награжден Вымпелом МО СССР «За мужество и воинскую доблесть», а на следующий год за участие в учениях «Восток-74» благодарностью Министра Обороны СССР.
В 1974г. 43 апиб был переучен на истребители-бомбардировщики Су-17.
С 1979г. авиаторы полка освоили более совершенную модификацию этого самолета – Су-17м3. Первый полет на новом типе состоялся 1 июля 1979г. К концу года полк полностью освоил новые самолеты. Он получал эти самолеты с завода в Комсомольске на Амуре. В связи с тем, что вблизи аэродрома Чойбалсан не имелось ни одного полка истребительной авиации или авиации ПВО, летчики 43 апиб были вынуждены выполнять задачи ПВО в дневное время. Первоначально на самолеты Су-17 (Су-17м) подвешивалось по две подвижные пушечные установки СППУ-23, впоследствии, после освоения полком самолетов Су-17м3, пушечные установки заменили ракетами Р-60.
В 1979г. 43 апиб насчитывал 42 самолета, из них 36 боевых Су-17м3 и 6 учебно-боевых Су-17ум3.
В июне 1990г. после вывода из Монголии 43 апиб (в/ч 13111) был передислоцирован в Крым на Аэр. Гвардейское, где вошел в состав ВВС ЧФ, как 43 отдельный морской штурмовой авиационный полк.
В 1990г. в полку числились 62 самолета: 44 Су-17 различных модификаций и 18 самолетов Ту-16к (на хранении), которые достались ему в наследство от расформированного в том же году на этом аэродроме 124 мрап ВВС Черноморского флота.
В 1991г. в составе полка осталось 44 самолета: Су-17м3 – 36, Су-17м2 – 2, Су-17ум3 – 6. Самолеты Ту-16 были изъяты из списочного состава. В том числе:
- в 1-й АЭ 12 самолетов Су-17м3 плюс две спарки;
- во 2-й АЭ 12 самолетов Су-17м3 плюс две спарки;
- в 3-й АЭ 12 самолетов Су-17м3 плюс две спарки.
Кроме того, два самолета Су-17м2 в полку были сверхштатными и стояли на длительном хранении (получены с Аэр. Кировское из Феодосийского ЛИЦ).
Имеется информация, что руководством ВМФ планировалось полк переформировать в корабельный для строящихся на Черноморском судостроительном заводе (Николаев) новых советских авианосцев «Тбилиси», «Ульяновск» и «Варяг». При этом он должен был перевооружиться на палубный вариант истребителя МиГ-29.
После распада СССР в декабре 1991г. 43 омшап остался под юрисдикцией Российской Федерации.
С 01.06.1995г. полк был переформирован в двухэскадрильный, а с 01.10.1995г. на основании директивы ГШ ВМФ № 730/10422 от 10.07.19 1995г. его свернули в 43 отдельную морскую штурмовую авиационную эскадрилью
В 1997г. авиационная техника полка в соответствие с договором между правительствами России и Украины подлежала разделу: 20 самолетов Су-17м3 и 2 Су-17ум3 были оставлены ВВС ЧФ, а 22 самолета отошли Украине и были перегнаны на Аэр. Лиманское.
С января 1998г. на вооружение 43 омшаэ вместо Су-17м3 из 846 гв. ораэ ВВС БФ начали поступать фронтовые бомбардировщики Су-24 (ранних модификаций). Но еще два года власти Украины не давали разрешения на перелет их из Анапы в Крым на Аэр. Гвардейское. За это время с самолетов было снято специальное оборудование для подвески ядерных боеприпасов. Самолеты Су-17м3 разделали на месте на металлолом.
На 01.01.2000г. 43 омшаэ располагала 16 самолетами Су-24 и 4 Су-24мр (полученные из расформированных частей ВВС ТОФ и БФ).
Первые 4 самолета Су-24 были перебазированы на Аэр. Гвардейское в декабре 2000г. В дальнейшем прибыли и остальные самолеты, в 2001г. эскадрилья получила Су-24мр.
В декабре 2004г. 43 омшаэ была опять развернута в 43 отдельный морской штурмовой авиационный полк.
В августе 2008г. в ходе операции по принуждению Грузии к миру в Южной Осетии 6 экипажей полка под командованием заместителя командира полка по летной подготовке В. Цуранова были перебазированы в Анапу и Ейск. Оттуда самолеты сделали несколько боевых вылетов в Южную Осетию.
До середины 2009г. 43 омшап (в/ч 13111) входил в состав ВВС ЧФ, имея на вооружении штурмовики Су-24 (18 ед.) и разведчики Су-24мр. Он являлся единственной ударной авиационной частью ВВС ЧФ России.
В середине 2009г. в соответствии с решениями Министерства обороны по переводу ВС РФ на «новый облик» 43 омшап ВВС ЧФ вместе с частями обеспечения на Аэр. Гвардейское был переформирован в 7058-ю Севастопольскую Краснознаменную ордена Кутузова авиационную базу Морской Авиации Черноморского флота. В составе авиабазы имеются две штурмовые эскадрильи, которыми командуют подполковник А. Емельяненко и подполковник А. Семенов.
На вооружении части стояли самолеты: У-2, И-15бис, И-16, И-153, Як-1, Як-3, Як-7, Як-9, МиГ-15, МиГ-17, МиГ-17п, Су-17м, ум, Су-17м3, Су-24, Су-24мр.
Полком командовали: А. П. Срывкин (май-июль 1938г.), Я. В. Шипитов (июль 1938г. – июнь 1941г.), Н. Т. Сюсюкалов (июнь 1941г. – июль 1942г.), Г. С. Щербаков (июль-август 1942г.), Е. П. Мельников (август-октябрь 1942г.), А. А. Дорошенков (декабрь 1942г. – август 1945г.), С. Г. Левитин (август 1945г. – август 1948г.), И. Н. Беклемышев (август 1948г. – февраль 1951г.), В. Н. Харитонов (февраль 1951г. – февраль 1954г.), Н. И. Ступин (февраль 1954г. – апрель 1955г.), С. П. Гура (апрель 1955г. – октябрь 1957г.), И. И. Хныков (октябрь 1957г. – декабрь 1959г.), Н. В. Воронов (декабрь 1959г. – июль 1960г.), Ю. В. Кошман (июль 1960г. – март 1961г.), П. Я. Бурган (март 1961г. – январь 1964г.), П. Н. Паршин (январь 1964г. – декабрь 1966г.), К. П. Ланцев (декабрь 1966г. – октябрь 1968г.), А. В. Яковенко (октябрь 1968г. – июнь 1973г.), П. П. Иванов (июнь 1973г. – июнь 1975г.), В. А. Брыков (июнь 1975г. – октябрь 1978г.), М. А. Гержановский (октябрь 1978г. – июль 1982г.), Е. С. Ярошенко (июль 1982г. – сентябрь 1986г.), А. И. Товстолужский (сентябрь 1986г. – ноябрь 1988г.), М. Ф. Кукушкин (ноябрь 1988г. – декабрь 1992г.), В. И. Чистяков (декабрь 1992г. – август 1996г.), О. В. Николаев (август 1996г. – декабрь 2000г.), В. Н. Фисенко (декабрь 2000г. -2005г.), М. А. Багаев (с 2005г., в 2008г.), Г. Загонов (с 2009г.).

Recent Posts from This Journal



  • 1
Машину куда отправят - в музей, на постамент или на иголки?

ну это мне неведомо...

Когда 959 БАП разгоняли, то думали поставить на постамент один из 24ых (там были именно чистые 24ки, с "гусиной лапой"), взывающий вверх, перед училищем вместо многострадального Ил-10. Ноо затея не прошла, как говаривают - последний начальник ЕВВАУ дико воспротивился, что-де поставят какой-то бомбер перед Училищем. Командиры полка не захотели или не смогли дожать. В итоге сейчас там красуется Л-39, а Су-24 либо отдали в Морозовск (с бооольшими приключениями), где они последние несколько лет служили ЗИПом для Мок, либо поставили на отстой. Это кладбище попилено уже года так три, сейчас на этом месте проводится показуха, вроде 100летия ЕВВАУЛа или дня МА.

Да вроде стоит пока в отстойнике.

Спасибо отредактировал.

А когда Су-24 и Су-30 штурмовиками стали, первый вроде бомбардировщиком считается. Второй скорее многоцелевой истребитель.

в МА Су-24 и Су-30 это штурмовики.

Не понятно это конкретно с этим Су-24(03) попрощались или вообще со всеми Су-24???

этот борт совершил последний полет Су-24х в составе вообще нашей Армии

  • 1