?

Log in

No account? Create an account

Добро пожаловать в журнал Ростовского Орла

Previous Entry Share Next Entry
История 100 корабельного авиационного полка ВМФ СССР.
eagle_rost
100 корабельный истребительный авиационный полк
(Инструкторско-Исследовательский) 33 ЦБП и ПЛС (1063 ЦБПКА)
(100 морской истребительный авиационный полк ВМС Украины,
100 истребительный авиационный полк ВВС Украины)
В начале 1986г. на основании директивы ГШ ВМФ от 24.12.1985г. на Аэр. Саки был сформирован 100 корабельный истребительный авиационный полк на самолетах Су-27, МиГ-29 и Су-25. Первоначально 100 киап был подчинен 33-му ЦБП и ПЛС. Задачами полка была подготовка летно-технического состава на самолетах Су-27 и МиГ-29. Первым командиром полка стал подполковник Т. А. Апакидзе.
После формирования в 1988г. 1063-го Центра боевого применения корабельной авиации 100 киап вошел в его состав.
Весной 1986г. полк получил на вооружение 4 Су-27, на следующий год еще четыре, а в апреле 1990г. в полк прибыли последние два таких самолета. На них в Саках прошли подготовку 16 летчиков, позднее составивших костяк 279 окиап ВВС СФ.
Для обучения летчиков-истребителей технике пилотирования и боевому применению, ввиду отсутствия спарок Су-27 и МиГ-29, на вооружение полка поступили учебно-боевые самолеты L-39 «Альбатрос». Из них была сформирована учебная эскадрилья, базирующаяся на Аэр. Очаков .
В период с 1987 по 1989г. полк большее время года базировался на Аэр. Очаков, так как полоса в Саках находилась на капитальном ремонте.
В 1989г. в составе 100 киап имелось три авиационные эскадрильи:
- 1-я АЭ самолетов Су-27 (12 Су-27 и 8 Су-27уб);
- 2-я АЭ самолетов МиГ-29 (12 МиГ-29 и 6 МиГ-29уб);
- 3-я АЭ самолетов L-39 «Альбатрос».
В августе 1989г. вместо L-39 полк получил штурмовики Су-25 из расформированного на Аэр. Арциз 90 ошап ВВС СА (6 Су-25, 2 Су-25уб и 7 Су-25утг).
При передаче в 1990г. в Авиацию ВМФ 161 иап несколько самолетов МиГ-29 передали в Саки ещё и из Лиманского, где базировался этот полк.
В 1990-1991гг. летчики полка принимали участие в Государственных испытаниях ТАКР проекта 1143.5 «Адмирал Кузнецов» и палубных самолетов-истребителей Су-27к и МиГ-29к.
Весной 1992г. полк принял присягу на верность Украине и был переименован в 100 морской истребительный авиационный полк, подчиненный Государственному Авиационному Научно-исследовательскому Центру (ГАНИЦ) Украины. Вместе с тем около 100 офицеров полка, включая 16 летчиков, остались на службе в ВС РФ и перевелись для прохождения службы в составе 279 окиап ВВС Северного флота РФ.
Позже полк некоторое время побыл в составе 5-й ВА ВВС Украины, в 1993г. вновь вошел в состав Морской Авиации ВМС Украины.
В 1996г. 100 миап был передан обратно в состав 5-й ВА и в том же году 100 истребительный авиационный полк ВВС Украины был расформирован. В состав 299 окшап ВМСУ была передана 3-я эскадрилья полка. Самолеты Су-27 из 1-й эскадрильи поступили в 831 иап на Аэр. Миргород, а самолеты МиГ-29 из 2-й эскадрильи поступили в состав 62 иап (они еще два года оставались на аэродроме Саки, после чего их перегнали на Аэр. Бельбек). Корабельные самолеты Су-25утг и Су-27к ранее входившие в состав полка были переданы в ГАНИЦ.
Эксплуатация новой техники не обошлась без авиационных происшествий.
- 22.06.1988г. при выполнении разведки погоды и облете РТО в районе г. Очаков произошла катастрофа самолета L-39, пилотируемого старшим инструктором-летчиком 39 Управления ИУТК подполковником А. И. Дегтяревым и летчиком-инструктором 100 киап майором В. М. Коротковым. Из-за отказа двигателя на взлете самолет упал в воду, пилоты погибли;
- 22.09.1988г. ночью при выполнении маршрутного полета с бомбометанием на полигоне из-за ошибки в технике пилотирования произошла катастрофа самолета МиГ-29к, пилотируемого майором С. А. Юзвишиным;
- 24.08.1989г. днем при выполнении полетов с Аэр. Очаков на боевое применение над полигоном «Свободный Порт» из-за ошибки в выполнении правил использования воздушного пространства произошло столкновение в воздухе двух самолетов L-39«Альбатрос». Первый самолет пилотировали майор А. М. Васильевым с лейтенантом С. Ю. Гущиным, а второй - капитан Ю. Н. Кононенко с лейтенантом В. Н. Мироновым. Экипаж майора Васильева своевременно катапультировался и уцелел. Самолет В. Миронова потерял законцовку крыла с топливным баком, но сохранил возможность продолжать полет. Командир полка подполковник Т. Апакидзе взлетел на самолете L-39, чтобы в воздухе оценить возможность продолжения полета на аварийном самолете. По его указанию летчики сделали попытку проверить управляемость самолета на пониженной скорости. Аварийная машина сорвалась в штопор. Экипаж, несмотря на неоднократную команду на катапультирование выполнил ее уже перед самым столкновением с землей и погиб;
- 01.08.1990г. при выполнении полета в зону на сложный пилотаж из-за ошибки летчика МиГ-29уб пилотируемый заместителем командира полка подполковником А. Г. Омелаенко и инструктором полковником А. Квочуром самолет вышел за критические углы атаки. Экипаж катапультировался, невредим.
Из-за высокой аварийности командир полка полковник Т. А. Апакидзе в 1989г. был снят с должности и назначен начальником воздушно-огневой и тактической подготовки в 1063 ЦБПКА. История расставила все на свои места. Имя Тимура Апакидзе стало для современного поколения палубных летчиков эталоном беззаветного служения Морской Авиации России.
На вооружении полка стояли Су-27, МиГ-29, Су-25, L-39 «Альбатрос».
Командир полка – полковник Т. А. Апакидзе (1986-89гг.), А. Н. Железов (с 1989г.).

  • 1

История 100 корабельного авиационного полка ВМФ СССР.

Пользователь oliver_queen92 сослался на вашу запись в своей записи «История 100 корабельного авиационного полка ВМФ СССР.» в контексте: [...] Оригинал взят у в История 100 корабельного авиационного полка ВМФ СССР. [...]

  • 1