?

Log in

No account? Create an account

Добро пожаловать в журнал Ростовского Орла

Previous Entry Share Next Entry
22 Гвардейский Истребительный авиационный полк Владивосток
eagle_rost
Историческая справка полка по состоянию на 2010 год.
22 гвардейский истребительный Краснознаменный авиационный полк
(6989 гвардейская Краснознаменная авиационная база,
6-й истребительный авиационный полк,
1-й истребительный авиационный полк,
9-я и 44 отдельные истребительные авиационные эскадрильи)
Этот полк по праву может считаться одной из старейших частей ВВС России. Он берет свое начало от трех отдельных авиационных отрядов (3-й оиао, 1-й оиао и 4-й оао) Рабоче-крестьянского Красного Воздушного Флота (РККВФ), сформированных в 1918г. (См. подробнее 9 оиаэ ВВС ТОФ ниже).
На основании директивы Заместителя НГШ РККА № 4/3/34302 от 05.02.1938г. и приказа НК ВМФ № 0036 от 20.08.1938г. и на базе 9-й оиаэ и 44 оиаэ 42 истребительной авиационной бригады ВВС ТОФ с 20.06.1938г. был сформирован 1-й истребительный авиационный полк (в/ч 7170) по штату № 15/828-Д (приказ Ком. ТОФ № 0047 от 20.06.1938г.). В полку имелось четыре эскадрильи (по 4 звена из 3 самолетов каждое), вооруженные самолетами И-16. Он вошел в состав вновь сформированной 7-й истребительной авиационной бригады ВВС ТОФ. Местом дислокации нового полка был Аэр. Южная Угловая. (Любопытно отметить, что в это же время на Балтике формируется еще один полк с таким же номером – 1-й минно-торпедный авиационный полк.)
В июле-августе 1938г. личный состав полка принимал участие в боях с японцами у озера Хасан.
С 10.12.1938г. в полку формируется 5-я АЭ - для обучения молодых летчиков.
Летом 1939г. 1-я и 2-я АЭ полка перебазировались на Аэр. Шкотовский перевал, а 3-я и 4-я АЭ – на Аэр. Восточные Кневичи, в связи с выравниванием летного поля на основном аэродроме. В этом же году 1-й иап получил на вооружение истребители И-16 тип 24, И-15бис, И-153.
Зимой 1940г. 1-й иап выполнял полеты на самолетах И-16 со льда Амурского залива в районе м. Де-Фриза.
Весной 1941г. 1-я АЭ полка получила на вооружение новые самолеты МиГ-3.
К 1 июня 1941г. на основании приказа НК ВМФ № 0088 от 29.04.1941г. полк был переведен: управление со штата № 30/62-Б на штат № 30/162-В, а эскадрильи со штатов № 30/43-Б на штаты № 30/143-Г.
С 25.07.1941г. на основании циркуляра штаба ТОФ № 0057 от 30.07.1941г. 1-й иап 7-й иаб был переведен на штат военного времени и переименован в 6-й истребительный авиационный полк.
С началом войны экипажи полка несут боевое дежурство, одновременно осваивая новую авиационную технику. Зоной ответственности для полка командованием флота был установлен участок от м. Сысоева до залива Восток.
С 14.03.1942г. на основании приказа НК ВМФ №0042 от 18.2.1942 и приказа командующего ТОФ № 0033 от 19.03.1942г. 6-й иап из пятиэскадрильного был переформирован в трехэскадрильный по штату № 030/256. При этом 4-я и 5-я эскадрильи полка были обращены на формирование нового 12 иап ВВС ТОФ, базирующегося на Аэр. Южная Угловая.
23.03.1943г. 3-я АЭ полка была перебазирована на Аэр. Западные Кневичи, а 1-я АЭ – на Аэр. Восточные Кневичи.
14.03.1944г. 1-я АЭ полка с Аэр. Восточные Кневичи перебазируется на Аэр. Седанка в пригороде Владивостока.
Приказом НК ВМФ № 00257 от 29.12.1944г. и приказом Ком. ТОФ № 0010 от 24.01.1945г. был установлен годовой праздник части – 5 декабря.
С 6-м иап связана история создания в Советском Союзе стратегических бомбардировщиков Ту-4. В июле 1944г. истребители полка посадили на свой аэродром Центральная Угловая самолет B-29-5-BW ВВС США, принадлежавший 771-й эскадрилье 462-й бомбардировочной группы с бортовым номером 42-6256 и личным обозначение «Ramp Tramp». Этот бомбардировщик был подбит японскими зенитчиками над Аньшанем в Манчжурии. Вылет осуществлялся с передового аэродрома в Ченду (Китай), основной аэродром базирования Пиардобу около Калькутты (Индия). Командиром экипажа являлся капитан Говард Р. Джарелл. Из-за поврежденного мотора командир решил не «тянуть» на свой аэродром, а приземлиться на ближайшем советском аэродроме. Дежурные истребители 6-го иап перехватили самолет и привели его на свой аэродром.
Следующим американским самолетом, севшим на аэродром Центральная Угловая стал B-29-15-BW № 42-6365. В ноябре 1944г. он при боевом вылете на Японию попал в тайфун и был поврежден молнией. Экипаж во главе с капитаном У. Прайсом потерял ориентировку и на остатках горючего долетел до побережья советского Дальнего Востока. Этот самолет с надписью на борту «General Y. Arnold special» принадлежал 794-й эскадрилье 486-й бомбардировочной группы. Вылет осуществлялся с передового аэродрома в Ченду (Китай), основной аэродром в Кхаргпур около Калькутты (Индия).
Еще один Боинг B-29-15-BW № 42-6358 с собственным именем «Ding Hao» пилотируемый лейтенантом Микиш (по другим источникам – Миклиш) при бомбардировке авиационного завода в г. Омуру на о. Кюсю был повреждён в результате обстрела японскими истребителями. Над территорией Приморья 21.11.1944г. самолёт был встречен советскими истребителями 6-го иап и приведён на аэродром Центральная Угловая. Он принадлежал 794-й эскадрилье 468-й бомбардировочной группы. Вылет осуществлялся с передового аэродрома в Ченду (Китай), основной аэродром Кхаргпур около Калькутты (Индия). Экипажи всех трех самолетов были интернированы и отправлены в сборный лагерь в Средней Азии. Оттуда через Иран они вернулись домой в США.
Нарком ВМФ адмирал Н.Г.Кузнецов приказал организовать изучение новой американской техники. Для этого на Дальний Восток направили заместителя начальника летной инспекции ВВС ВМФ подполковника С. Б. Рейделя. К 1 января 1945г. эти самолеты В-29 передали в специально сформированную на Аэр. Романовка 35 отдельную дальнебомбардировочную авиационную эскадрилью ВВС ТОФ (для взлёта пришлось удлинять ВПП). В дальнейшем после изучения и облетов они были перегнаны в Москву на Аэр. Измайлово. Там они послужили эталонными образцами в процессе копирования американского бомбардировщика для советских ВВС.
В январе 1945г. 6-й иап (в/ч 56147) начал перевооружение на самолеты Ла-7.
В марте 1945г. на Аэр. Центральная Угловая была осуществлена сборка самолетов Ла-7, часть машин была перегнана на Сов. Гавань.
09.08.1945г. 1-я АЭ полка перебазируется с Аэр. Седанка на Аэр. Центральная Угловая, а 2-я и 3-я АЭ – с Аэр. Центральная Угловая на Аэр. Вторая Речка (циркуляр НШ ТОФ № 0198 от 15.09.1945г.).
С началом войны с Японией основной задачей 6-го иап стало обеспечение противовоздушной обороны главной базы флота.
Имеется упоминание, что летчиком полка Александром Голтвенко 1 августа 1945г. (то-есть еще до начала боевых действий) был сбит японский самолет-нарушитель воздушного пространства истребитель Мицубиси А6М «Зеро», но данный факт требует проверки, так как в историческом формуляре полка это событие не записано.
04.09.1945г. 2-я и 3-я АЭ полка вернулись к месту постоянной дислокации на Аэр. Центральная Угловая (циркуляр НШ ТОФ № 0203 от 22.09.1945г.).
26.09.1945г. «за проявленную отвагу в боях с Японскими империалистами, за стойкость и мужество, дисциплину и организованность, за героизм личного состава» 6-й иап 7-й иад ВВС ТОФ приказом НК ВМФ № 0524 был преобразован в 22 гвардейский истребительный авиационный полк (в/ч 56147).
04.10.1945г. полку была вручена грамота Президиума Верховного Совета СССР к Гвардейскому Знамени, а само Гвардейское Знамя части было вручено 28.04.1946г.
В различные годы в полку проходили службу авиаторы - Герои Советского Союза, удостоенные этого звания в годы Великой Отечественной войны:
- Бокий Николай Андреевич (2-й гв. иап ВВС СФ, 24.07.1943г.);
- Никитин Михаил Егорович (161 гв. шап, 2-й Украинский фронт, 15.05.1946г.);
- Павлов Павел Ильич (21 иап ВВС БФ, 22.07.1944г.);
- Львов Семен Иванович (3-й гв. иап ВВС БФ, 28.07.1943г.).
Приказом Ком. ТОФ № 004 от 02.02.1946г. 22 гв. иап 7-й иад был выделен из состава ВВС ТОФ в состав Владивостокского МОРа.
С 17.11.1947г. на основании циркуляра НГШ ВМС № 0036 от 07.10.1947г. полк переводится на единую с ВВС СА структуру четырехэскадрильного состава (на штат № 98/707). В этом же году одна эскадрилья полка перевооружилась на самолеты Р-63 «Кингкобра». Остальные эскадрильи были вооружены самолетами Ла-11.
На основании циркуляра НГШ ВМС № 0119 от 09.03.1949г. полк был переведен на штат № 98/903 трехэскадрильного состава.
10.08.1951г. в связи с предстоящим перевооружением 22 гв. иап был переведен на штат реактивного полка (40 самолетов МиГ-15).
19.09.1951г. были получены 20 МиГ-15, а в октябре – ноябре весь полк переучился на реактивную технику. К декабрю в полку имелось уже 30 МиГ-15 и 2 УТИ МиГ-15. Одна эскадрилья полка оставалась вооруженной самолетами Ла-11.
В связи с боевыми действиями на Корейском полуострове, в течение года 22 гв. иап несет боевое дежурство на передовых аэродромах Аэр. Зайсановка и Сухая Речка, а так же на основном аэродроме Центральная Угловая.
06.11.1952г. летчиками полка капитаном И. Я. Лукашовым и ст. лейтенантом М. К. Щукиным на самолетах Ла-11 в районе б. Валентин (восточное побережье Приморского края) был сбит американский самолет-нарушитель воздушного пространства P2V «Нептун». Летчики были награждены орденами Красного Знамени.
В марте 1953г. полк получил на вооружение 20 самолетов МиГ-17.
В сентябре 1954г. 22 гв. иап перевооружается на истребители-перехватчики МиГ-17пф.
04.09.1954г. летчики полка капитан Н. В. Серебряков и майор П. Т. Касьянов на истребителях МиГ-17 сбили американский самолет – нарушитель государственной границы P2V «Нептун» в 35 км южнее м. Островной. Экипаж нарушителя погиб.
30.03.1956г. 22 гв. иап получил новые самолеты МиГ-19 и приступил к переучиванию на них.
К 12.05.1956г. на МиГ-19 были перевооружены 2-я и 3-я АЭ полка.
В начале 1957г. на вооружении полка стояли самолеты МиГ-19, МиГ-19с и МиГ-19св.
01.02.1957г. в связи с реорганизацией ПВО страны на основании приказа МО СССР № 00224 от 30.12.1956г. и директивы ГШ ВМФ № ОМУ/4/30022 от 22.01.1957г. 22 гв иап 7-й иад был передан из ВВС и ПВО ТОФ в состав Приморского корпуса Отдельной Дальневосточной Армии ПВО.
23.03.1960г. в 22 гв. иап из Новосибирска поступили 16 самолетов Су-9, а 1 октября в состав полка была включена эскадрилья самолетов Як-25м прибывшая из Шауляя. Кроме того, в полку сохранялось некоторое количество самолетов МиГ-17 и УТИ МиГ-15. В том же году в связи с расформированием 7-й иад полк был подчинен командиру Приморского корпуса ПВО.
06.03.1961г. на КП полка была введена в действие АСУ «Воздух-1п».
В 1966г. на Аэр. Центральная Угловая завершились работы первой очереди по строительству 14 капониров для укрытия 28 самолетов.
23.02.1968г. за большие заслуги, проявленные в боях по защите Советской Родины, успехи в боевой и политической подготовке и в честь 50-летия СА и ВМФ 22 гв. иап был награжден орденом Красного Знамени.
В 1971г. в связи с удлинением полосы на Аэр. Центральная Угловая 22 гв. иап временно перебазируется на Аэр. Соколовка (с. Чугуевка Приморского края).
В 1973г. 33 летчиков полка прошли переучивание на самолет Су-15, но уже в июне 1975г. полк на Аэр. Савастлейка переучивается на истребители МиГ-23.
28.09.1976г. полк получил 5 учебно-боевых самолетов МиГ-23у, а 5 октября - 6 боевых МиГ-23м.
В 1977г. на вооружении полка находилось уже 35 МиГ-23м и 5 МиГ-23у (по штату 36 самолетов) и с декабря летчики полка несут боевое дежурство по ПВО.
16.05.1980г. 22 гв. иап передается из 23-го корпуса ПВО в состав 20 иад ВВС Дальневосточного военного округа.
02.06.1981г получено дополнительно 2 МиГ-23, общее количество этих самолетов стало 42 (из 40 положенных по штату).
15.05.1986г. 22 гв. иап возвращается в состав 23-го корпуса 11-й ОА ПВО.
04.10.1989г. были получены последние 4 самолета МиГ-23млд. Всего в полку числится по списку 27 МиГ-23млд и 6 МиГ-23ум при штате 32 и 5 истребителей соответственно. (Очевидно, часть самолетов была передана в другие полки ВВС). В этом же году в строй была введена АСУ «Рубеж-1м».
С 01.10.1994г. полк переходит на новую штатную структуру (1-я АЭ – самолеты Су-27, 2-я АЭ – самолеты МиГ-23) и начал переучивание на самолет Су-27п.
26.01.1995г. на Аэр. Центральная Угловая совершил посадку первый самолет Су-27п., а 14 марта 1-я АЭ перевооружилась на самолеты Су-27 (12 Су-27п и 3 Су-27уб). Самолеты в полк были получены в основном из 47 иап, дислоцирующегося на Аэр. Унаши.
24.06.1996г. 9 МиГ-23млд и 1 МиГ-23ум из 2-й АЭ были переданы на Аэр. Астраханка, а в декабре из Комсомольска на Амуре получено 8 новых истребителей Су-27п. Летчики полка приступили к несению боевого дежурства на этих самолетах.
В декабре 1997г. было завершено переучивание личного состава полка на самолеты Су-27 в 148-м ЦБП и ПЛС (Аэр. Савастлейка).
На 01.01.1998г. в боевом составе 22 гв. иап состояло на вооружении 20 Су-27п и 3 Су-27уб.
В декабре 2007г. на вооружение полка с авиазавода в Комсомольске на Амуре поступили новые модернизированные истребители Су-27см.
До 2009г. 22 гв. иап на Аэр. Центральная Угловая, организационно входящий в состав 11-й ОА ВВС и ПВО, решал задачи ПВО на юге Приморского края.
В ноябре 2009г. последние 4-е из 24-х заказанных МО РФ модернизированных самолетов Су-27см были переданы Комсомольским авиазаводом в авиабазу, что позволило укомплектовать ее до штатной численности.
В конце 2009г. в свете так называемого «перехода Вооруженных Сил РФ на новый облик» 22 гв. иап с частями обеспечения был переформирован в 6989-ю гвардейскую Краснознаменную авиационную базу 12-й бригады ВКО 3-го Командования ВВС и ПВО. В составе авиабазы имеется две авиационные эскадрильи: 1-я АЭ самолетов Су-27см и 2-я АЭ самолетов МиГ-31 (была получена из расформированного в середине 2009г. на Аэр. Соколовка 530 иап 93-й дивизии 11-й ОА ВВС и ПВО).
Известно о следующих авиационных происшествиях, имевших место в полку в бытность его в составе ВВС ТОФ:
- 20.05.1941г. выполняя аэродромные полеты при пикировании в районе 6 км северо-западнее ст. Угловая и в 4,5 км от аэродрома Южная Угловая врезался в сопку самолет И-16 пилотируемый младшим летчиком полка лейтенантом Кузнецовым Василием Ивановичем. Самолет разрушился, пилот - погиб.
- 17.08.1941г. днем при выполнении патрульного полета над Владивостоком составом эскадрильи из-за не выдерживания параметров строя в воздухе севернее 1,5-2 км ст. Океанская столкнулись два истребителя И-153 полка. В катастрофе погибли командир звена 4-й АЭ полка лейтенант Погорелов Владимир Харлампович и пилот 4-й АЭ мл. лейтенант Усатов Иван Иванович;
- 22.09.1941г. при высотном аэродромном полёте вошёл в штопор и упал в 5 км северо-западнее аэродрома Кневичи самолет МиГ-3. В катастрофе погиб пилот 1-й АЭ полка лейтенант Гогович Григорий Федорович;
- 02.10.1941г. при ведении учебного воздушного боя в районе аэродрома, сорвался в штопор и врезался в землю на аэродроме Центральное Угловое самолет И-16 пилотируемый заместителем командира 2-й АЭ ст. лейтенантом Белобровым Иваном Моисеевичем. Самолет разрушился, летчик погиб;
- 12.01.1942г. днем при выполнении аэродромных полётов на задание по стрельбе по конусу в составе звена, произошло столкновение двух самолётов 5-й АЭ И-16 полка. Самолёт первого ведомого лейтенанта Апинова нарушил порядок выполнения стрельб, сблизился с самолетом второго ведомого ВрИД командира звена лейтенанта Грекова Дмитрия Ивановича, и врезался в него, ранив в голову пилота. Истребитель Грекова упал в районе «Соловей Ключа» северо-восточнее с. Вольно-Надежденское, пилот - погиб. Апинов благополучно произвёл посадку на своем аэродроме с повреждениями винта и плоскостей;
- 16.02.1942г. днем в ПМУ произошла катастрофа И-153 пилотируемого летчиком 3-й АЭ полка сержантом Лоховым Василием Михайловичем. При возвращении на аэродром Южная Угловая ведущим пары был потерян визуальный контракт с самолетом ведомого. По наблюдениям очевидцев, по неустановленной причине самолет Лохова начал уклоняться влево, затем перешел на пикирование с левым креном. На высоте 700 м из-за перегрузки у самолёта оторвались плоскости. В неуправляемом вертикальном пикировании он врезался в сопку в районе б. Тавайза (ныне б. Муравьиная) под Артемом, разрушился и сгорел. Сержант Лохов погиб. Останки самолета и летчика были обнаружены в апреле 2010г. следопытами Владивостокского отряда «АвиаПоиск»;
- 11.04.1942г. при выполнении аэродромного полёта с Кневичей, сразу после взлёта перед истребителем И-16 пилотируемым заместителем командира 2-й АЭ ст. лейтенантом Кузнецовым Константином Александровичем оказался на той же высоте встречный самолет СБ. Чтобы избежать столкновения, лётчик резко бросил истребитель вверх. Самолет, потеряв скорость, упал на землю и сгорел, лётчик погиб.
- 27.08.1942г. при перегонке самолёта УТ-1 с аэродрома Озёрные Ключи на аэродром Центральная Угловая пилот 2-й АЭ полка мл. лейтенант Савинят Павел Григорьевич нарушил технику пилотирования, потерял высоту и полого врезался в землю в 500 метрах севернее границы аэродрома Озёрные Ключи. Лётчик погиб от удара о приборную доску;
- 15.08.1944г. при ведении учебного группового воздушного боя произошло столкновение двух самолётов МиГ-3 полка. В результате удара оба самолёта разрушились в воздухе и упали в 2 км севернее аэродрома Седанка. Лётчик одного самолёта, заместитель командира 1-й АЭ ст. лейтенант Замазиев, был выброшен из самолёта и воспользовался парашютом. Лётчик второго самолёта командир звена 1-й АЭ полка ст. лейтенант Трошин Илья Ильич погиб;
- 06.05.1954г. при выполнении ночного полета в зону потерпел катастрофу МиГ-17, пилотируемый командиром звена ст. лейтенантом Базановым Виктором Петровичем. Разрушенный самолет был обнаружен в районе г. Обрубленная (831м), пилот погиб.
На вооружении полка стояли самолеты: УТ-1, И-15бис, И-153, И-16, МиГ-3, Ла-7, Ла-11, Р-63 «Кингкобра», МиГ-15, МиГ-15бис, МиГ-17, МиГ-17пф, МиГ-19, МиГ-19с, МиГ-19св, МиГ-23м, МиГ-23млд, Як-25м, Су-9, Су-15тм, Су-27п, Су-27см, УТИ МиГ-15, МиГ-23у, Су-27уб.
Командиры части: Г. Г. Дзюба (май 1938г. – 1939г.), А. Г. Мохирев (1939-40гг.), Н. В. Куценко (1940-41гг.), М. В. Семенихин (1941-43гг.), А. И. Азевич (1943-46гг.), Ф. Ф. Кулик (1946-47гг.), Н. И. Хряшков (1947-50гг.), Н. С. Толстиков (1950г.), М. И. Плешков (1951-53гг.), ГСС П. Ил. Павлов (1953г.), Д. А. Кириллов (1953г.), А. В. Мартынов (1953г.), Е. М. Михайлов (1954-56гг.), А. Н. Рыбаков (1956г.), М. И. Романов (1956-58гг.), А. Х. Распопов (1958-63гг.), Н. Ф. Караулов (1963-64гг.), Д. А. Вознесенский (1964г.), Н. Л. Полтавцев (1964-69гг.), Н. И. Хижняк (1969-72гг.), Н. В. Гроховский (1972-74гг.), Р. С. Сизов (1974-77гг.), Г. И. Иванов (1977-80гг.), Н. И. Пономаренко (1980-86гг.), А. М. Хило (1986-89гг.), В. Д. Квасин (1989-92гг.), С. В. Юдин (1992-96гг.), Е. Д. Чернусский (1996-2000гг.), Р. Р. Ибатуллин (с 2000г.), А. В. Золотухин (после 2006г.).

  • 1
исчерпывающе.
спасибо.

кстати говоря, по штату после 2009 года там должно было иметься все же 3 аэ - две на Су-27СМ и одна на соколовских МиГ-31.
Но фактически по числу живых Су-27СМ была только одна аэ.

интересно вот - теперь с ожидаемым получением Су-35С останутся у них МиГ-31, или нет.

одна эскадра ушла в Бельбек

СМ-ок там совсем мало осталось, судя по всему.
в личку более подробно написал.

Edited at 2015-01-03 11:27 pm (UTC)

В Бельбек одна эскадра ушла только в 2014, так что в период 2009-2014 было три эскадры. Летных Су-27М/Су-30М2 в полку достаточно, над городом регулярные полеты, уже после того, как было объявлено о формировании бельбекского полка, видел в воздухе 5 бортов одновременно.

да в этот период 22 полк был одним из немногих у которых было 3 эскадры в составе. Я вел речь про современность.
Интересно 2ая эскадра в Бельбеке с Крымска?

http://warfare.be/db/lang/rus/catid/239/linkid/2238/base/2763/title/38-iap/

(См. подробнее 9 оиаэ ВВС ТОФ ниже)

А где именно можно это посмотреть?

Не все проишествия описаны. В пору моей срочной службы летом 82го упал в море при заходе на запасной аэродром Пристань МИГ-23 2М 3й эскадрилии. Мл лейтинант Морозов(если я не ошибаюсь) погиб.

Не командовал ли этим полком, в 80-х, Г.А. Сыркин?

  • 1