eagle_rost (eagle_rost) wrote,
eagle_rost
eagle_rost

Category:

Авиационный парк Морской Авиации ВМФ РФ

1)Корабельная истребительная авиация в настоящее время представлена двумя десятками самолетов Су-33, выпущенными в период 1993-1998гг. Последние годы ряд самолетов (не менее 10 )прошел капитальный ремонт на КНААПО с продлением ресурса. Сам самолет представляет из себя тяжелый истребитель завоевания господства в воздухе, воздействовать по надводным или наземным объектам управляемым оружием он не может. При этом отсутствует двухместная учебно-боевая модификация данного самолета. Разрабатывавшийся в конце 1990х и в начале нулевых годов программа создания Су-33КУБ, на которую возлагали большие надежды (в частности существовали планы замены этим самолетом таких машин как Ту-22М3, Су-24М, Миг-31) по неизвестным причинам был остановлен.
 Однако в середине нулевых годах по заказу ВМС Индии был реанимирован проект корабельного самолета  Миг-29К, только уже на новом уровне развития техники, после успешно выполненной экспортной  поставки, командование нашего ВМФ заказало в марте 2012г. 24 таких самолета (20 Миг-29К, 4 Миг-29КУБ) со сроком поставки в 2013-2015гг.  (по некоторым данным 4 самолета поступит на вооружение в 2013г. и по 10 в 2014 и 2015гг.). Что любопытно на самолетах Миг-29К будут использоваться нашлемные системы целеуказания и индикации  французской фирмы “Талес”, что будет первым использованием иностранной техники в Морской Авиации ВМФ РФ .   С учетом проведенных и ожидаемых капитальных ремонтов существующих Су-33К и поставок истребителей Миг-29К вполне стоит ожидать формирований новых эскадрилий в 279 окиап, и в 2015г. будет возможен следующий состав полка— две эскадрилии Су-33К, две Миг-29К, одна учебная; или же наиболее вероятно в составе МА ВМФ РФ будет сформирован еще один новый авиационный полк.

Штурмовая авиация предоставлена самолетами 16 Су-24 (немодернизированными) производства 1980х гг. и переданными в состав МА ЧФ из наличия МА БФ в 2000г. В то время, после нескольких лет переговоров с Украиной по поводу замены устаревших Су-17М, удалось добиться их замены на Су-24 при условии демонтажа с последних оборудования, предназначенного для использования ядерного оружия. Правда, остается неясным вопрос, почему нельзя было сразу вооружить 43 омшап самолетами Су-24М, которых было достаточно много в ВВС и в МА БФ? Также в составе МА ЧФ есть 4 самолета-разведчика Су-24МР.
В прошлом году озвучивалась информация о планах замены Су-24 на Су-24М, опять же из наличия МА БФ, однако по причине передачи штурмовой эскадрилии БФ в состав ВВС, и опять же нерешенных вопросов с Украиной об обновлении вооружения ЧФ, данного события не произошло. Однако, в 2011г. прошли сообщения в прессе о планируемом новом тендере на самолеты Су-30СМ, включая 12 штук для замены Су-24 . Первый контракт на Су-30СМ был подписан 22.3.2012г. . Вместе с тем, из сообщений прессы, пока неясно, когда будет контракт на данные самолеты для флота.

Противолодочная авиация предоставлена авиационными комплексами:
1) Ил-38 (примерно два с половиной десятка самолетов). Данный самолет выпускался в 1968-1972гг. и очень хорошо себя зарекомендовал, так за время его эксплуатации не было списано и утилизировано ни одного самолета (за исключением потерянных в боевых действиях и летных катастрофах), а сверхштатные в настоящее время находятся на хранении. Тем не менее, его ППС является достаточно устаревшей. В конце 1990х-начале 2000х гг. была создана новая ППС “Новелла” с экспортным вариантом “Морской змей”. В период 2004-2009гг. были модернизированы 5 Ил-38 ВМС Индии до уровня “Ил-38 Морской Змей” .
После этого, началась модернизация самолетов Ил-38 нашего ВМФ до уровня “Ил-38 Новелла”, и в 2012г. первый модернизированный Ил-38Н (желтый 15) вошел в состав авиабазы СФ, вместе с тем такие темпы модернизации – один самолет в год-полтора нельзя считать удовлетворительными. Модернизация проводилась на опытном производстве АК им. Ильюшина, с привлечением мощностей 20 АРЗ в Пушкино темпы модернизации могут быть увеличены. МО высказало пожелание модернизировать до 2020г. большинство самолетов Ил-38 СФ .  Модернизация же Ил-38 МА ТОФ сдвигается вправо . Вместе с тем вызывает недоумение два факта—отсутствие в сети Интернет иностранных фотографий Ил-38Н борт 15, и если данный самолет был модернизирован в 2009-2010гг., то почему его передали в состав МА СФ только в марте 2012г.? Вдобавок систему “Новелла”, первые упоминания о которой датируются 1980ми годами, в настоящее время уже также вряд ли можно считать современной .

2) примерно двумя десятками Ту-142М и Ту-142МЗ.
В состав МА СФ входят Ту-142М с ППС “Коршун” и Ту-142МЗ с ППС “Заречье” в составе МА ТОФ. Последние годы несколько  самолетов прошли или проходит  капитальный ремонт в “ТАНТК им. Бериева” в г.Таганрог (так в 2008г. Ту-142МР Таганрог , в 2011 Ту-142М3 борт №56 ТОФ, Ту-142МК борт №71  ).
Ряд самолетов данного типа имеют собственные имена в честь либо известных летчиков МА, либо городов шефов. Так на СФ есть следующие самолеты:
Ту-142МК "Иван Борзов" борт 66,  Ту-142МК "Евгений Преображенский" борт 94,  
 Ту-142МК "Череповец"  борт 95,   Ту-142МК "Вологда" борт 97, Ту-142МР "Белоозеро" борт 11,   Ту-142МР "Вытегра" борт 12, Ту-142МР "Великий Устюг" борт 17, Ту-142МР  "Таганрог" борт 15.
На ТОФ есть также именные  самолеты Ту-142М3 "Ванино" 53 и Ту-142М3  “ТТК-Дальний Восток” борт 54  (В прессе встречаются совершенно неверные утверждения, что на этом самолете размещена реклама—это неправильное мнение, самолет носит имя своих шефов, равно как есть самолет “Оленегорский горняк” или ПЛ “Алроса”.).

В плане развития противолодочной авиации командование МА ВМФ РФ возлагает свои надежды на создание в будущем нового патрульного самолета, однако какая на нем будет использоваться ППС и на основе какого самолета будет сделан новый комплекс, пока неизвестно .
Надо полагать, Командование МА ВМФ понимает, что модернизация все таки порядком устаревшего комплекса Ил-38 все таки занятие малополезное, и судя по сообщениям СМИ, до конца 2012г. стоит ожидать объявления тендера на разработку нового противолодочного авиационного комплекса или патрульного самолета на базе самолетов Т-214, А-40/Ф-42, Ил-114 и Бе-200 .
Одновременно летом 2012г. в СМИ появились любопытные материалы  о совместных планах компании “Рособоронэкспорт” и итальянской группы компаний “Finmeccanica” о создании патрульного самолета на базе самолета российского производства. Надо полагать речь идет о создании самолета могущего решать широкий круг задач, таких как: наблюдение и контроль границ, в том числе морских, контроль зональной навигации, патрулирование против контрабандистов, наркотрафика и нелегальной миграции, наблюдение эксклюзивных экономических зон и нефтяных вышек, поисково-спасательные операции, мониторинг окружающей среды и обнаружение загрязнений и предназначенного прежде всего на экспорт, кроме того данный самолет может быть использован для перевооружения Российских авиационных частей Береговой Охраны ФСБ РФ. Применение его в частях МА ВМФ РФ представляется крайне маловероятным, хотя возможно данный самолет будет просто экспортной версией нового вышеупомянутого патрульного самолета.


Помимо этих в составе МА ЧФ имеется порядка 8 самолетов Бе-12, они поддерживаются в летном состоянии, регулярно их ресурс продляется заводом-изготовителем, но крайний взлет-посадка на водную поверхность был выполнен в июле 2006г. В 2010г. высказывались планы замены Бе-12 ЧФ на Ил-38 .

В сентябре 2012г. прошла информация о подготовке контракта между МО и ТАНКТ имени Бериева на сумму в 14 млрд. руб о поставке в состав МА ВМФ РФ  в период 2014-2016гг. 8 самолетов амфибий Бе-200 в вариантах два самолета в специальном исполнении (как воздушно-командные пункты), 4 как поисково-спасательные и два аналогичные ранее поставленным в МЧС в варианте Бе-200ЧС .
 Предположительно, указанные самолеты  войдут в состав МА БФ (хотя более оптимальным было бы заменить самолеты Бе-12 МА ЧФ), о чем в прошлом году говорил нынешний ГК ВМФ РФ В.Чирков.
Т.о. будет сохранено редкое направление развития военной гидроавиации.  


Транспортная составляющая МА представлена самолетами-салонами Командующих Флотов и ГК Ту-134 , транспортными самолетами разных модификаций Ан-12 (БК, ППС и др.), Ан-26, Ан-72 и Ил-18 (а также транспортными на базе Ил-20РТ).
Транспортные самолеты также проходят ремонты, известно в частности об отремонтированном одном самолете ТОФ в 2009г. . Также в 2011г. Ил-18 RA-75498 прошел капитальный ремонт на АРЗ-20 в г.Пушкин . На днях в сети Интернет появилось фото отремонтированного Ан-12ПС борт 14 МА СФ
ВВС РФ в данное время проводят масштабное обновление парка своих транспортных самолетов, осуществляя закупки в частности и самолета Ан-140, контракт на один такой самолет для нужд МА (надо полагать это будет самолет для ГК ВМФ РФ) был заключен в апреле 2012г. 


Помимо этого имеются специальные самолеты:
самолеты связи с подводными лодками  Ту-142МР “Орел”; воздушные командные пункты Ил-22 “Бизон” (входят в состав воздушных пунктов управления СФ и ТОФ); Ил-18РТ и Ил-20РТ (по своему основному назначению используется только один Ил-20РТ RA-75482, остальные или конверсированы или на хранении, но данный борт привлекается регулярно ко всем учениям, так он летал в 2010г. на Дальний Восток для снятия телеметрии при пусках ракет с К-152 Нерпа) ; Ан-26 “Cтандарт”. Ан-26 Стандарт МА ТОФ (борт синий 09 синий ) –в 2011г. прошел ремонт в Иваново   также известно о проведенном в 2011г. ремонте самолета Ил-18Д МА ТОФ  . и др.
Парк учебных самолетов предоставлен Су-25УТГ, Су-27УБ (один самолет в составе 279 окиап), Ту-134УБЛ, Л-39.


Еще говоря о перспективах Морской авиации, следует упомянуть о факте существования ОКР по заказу ВМФ о создании палубного самолета РЛДН Концерном “Вега” В качестве носителей рассматриваются самолеты ТАНТК им. Бериева (А-110) и ОКБ им. Яковлева  (Як-144) .


 что любопытно, в составе МА ЧФ есть Ту-134 А-4 ЧФ,  переделанный из Ту-134УБЛ!!!

Tags: ВМФ, Морская Авиация, самолеты
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments